Кариес – что делать и как его лечить

Одно из самых распространённых стоматологических заболеваний – это кариес.

Кариес является инфекционным поражением зубной ткани. Вызывается особыми стрептококками, которые прикрепляются к остаткам пищи и зубного налета на зубах, и, используя их как питательную среду, начинают размножаться на поверхности зуба, продуцируя попутно кислоту, которая разрушает зубную эмаль и способствует проникновения бактерий внутрь зубной структуры. В зависимости от степени разрушения и проникновения кариозных бактерий различают поверхностный, средний и глубокий кариес.

Среди причин возникновения кариеса на первом месте стоит плохая гигиена полости рта. Человек плохо или не регулярно чистит зубы. Наши зубы ежедневно подвержены отрицательным внешним воздействиям - температурным, бактериальным, химическим. Как следствие в эмали появляются небольшие изъяны - это может ощущаться человеком как повышенная чувствительность на холод или сладко, к примеру. Далее процесс «уходит» вглубь зуба поражая дентин – ткань, расположенную под эмалью. При этом зуб внешне может выглядеть практически как здоровый. Когда же затрагивается пульпа, где расположены нервы и кровеносные сосуды, зуб может разболеться по-настоящему. Одно из типичных, болезненных осложнений кариеса - периодонтит, воспаление ткани у корня зуба. Здоровый зуб – это чистый зуб. Кариес чаще всего развивается в ямках и углублениях на жевательной поверхности. Также одно из самых распространенных мест образования кариеса – это контактная боковая поверхность зуба. Скрытый кариес образуется между зубов, там, где частички пищи остаются чаще всего. С возрастом, когда оголяется десна, кариес может формироваться у шейки у зуба, у самого его корня.

Для лечения кариеса доктор иссекает разрушенную бактериями ткань с помощью бора или лазера, и пломбирует образовавшуюся полость в зубе, заполняю ее композитным материалом - пломбой. Использование лазера повышает эффективность лечения кариеса за счет того, что лазер обладает стерилизующим действием, убивая кариесогненные бактерии, и позволяет максимально предохранить и защитить зубные ткани от бактерий. Современные пломбы сделаны из специального композитного материала, который имеет пастообразную консистенцию и твердеет под действием специальной лампы, превращаясь в твердую структуру, запечатывающую дефект зуба. Современные пломбы полностью имитируют зубную эмаль по цвету и фактуре, надежно герметизируют дефект, и не позволяю бактериям пронизать вглубь зуба.

Чтобы не допустить образования кариеса в дальнейшем необходимо тщательно соблюдать гигиену полости рта и чистить зубы 2 раза в день, обязательно так же раз в полгода проходить профессиональную чистку зубов от налета у стоматолога, так как не все поверхности зубов можно очистить в ходе самостоятельной ежедневной гигиены. После профессиональной чистки, доктор покрывает зубы специальным минерализующим составом, который повышает резистентности зубной эмали к кислотообразующим бактериям, и запечатывает трещинки и поры в эмали.

Что будет если кариес не лечить?

Если кариес не лечить, то это повышает уровень бактериальной обсемененности полости рта и способствует его распространению на соседние зубы. Со временем кариозные бактерии при отсутствии лечения проникают вглубь зуба и могут поразить уже и зубной нерв, что сопровождается болями в области зубов и может привести к удалению нерва из зуба. Если и этот этап кариозного поражения оставить без лечения, то инфекция может распространиться на костную ткань челюсти, окружающую зуб и привести к образованию флюса - отеку и гнойному воспалению околозубных тканей.